«Наш девиз – «От студентов и для студентов!»

Мобильное приложение КНИТУ-КАИ – пример того, как сплоченная команда энтузиастов создала качественный и востребованный продукт.

В 2017 году у студентов КНИТУ-КАИ появилось мобильное приложение «КНИТУ-КАИ – мобильный помощник студента» на платформе Android, а уже в этом году вышла долгожданная версия для iOS. Об истории разработки приложения, о том, как возникла идея проекта, о трудностях его воплощения и о планах на будущее нам рассказали его создатели – руководитель и инициатор проекта Дмитрий Седелков, программист KAI Mobile Дмитрий Бардышев и PR-менеджер проекта Павел Пангуров, дизайнер Роман Макаров, разработчик Иван Бурков.

- Начнем нашу беседу с главного вопроса: из чего складывалась идея создания мобильного приложения?

Дмитрий Седелков: Наша идея имела несколько составляющих. Первая – повышение имиджа КНИТУ-КАИ. Поскольку университет является образовательной организацией, ему необходимо пробивать дорогу к новым технологиям. Мобильное приложение – как раз одна из таких прорывных идей. Вторая – удобство и комфорт для студентов. Теперь каждый каист может после аттестации посмотреть свои баллы, узнать свою готовность к сессии. Третья – с помощью приложения всегда остаешься в курсе событий, поскольку все интересные новости собраны в одном месте. Кроме того, о предстоящих мероприятиях сообщают push-уведомления.

- Расскажите об истории создания приложения. С чего все начиналось?

Дмитрий Седелков: Первый шаг к созданию – желание, второй – команда. Пусть для всех, кто начинает какое-либо дело, станет лайфхаком такая формула: правильно поставленная цель + замотивированные люди = 100% успеха. Я на общественных началах призывал студентов четвертого факультета (ИКТЗИ) разработать мобильное приложение, но неожиданно помощь пришла с пятого (ИРЭТ). Случайно Семен Поляков (дизайнер и контент-менеджер KAI Mobile) сообщил, что уже имеет свое приложение на Google Play. После одногруппники Семена также откликнулись. Влился в команду и Дмитрий Бардышев, наш программист.

Когда команда была сформирована, я пришел в Департамент информационных технологий (ДИТ) КНИТУ-КАИ, чтобы посоветоваться, как лучше реализовать мобильное приложение. В беседе участвовали директор ДИТ Евгений Бабин и начальник управления разработки и сопровождения информационных систем и технологий ДИТ Кирилл Шершуков. Они активно поддержали идею создания мобильного приложения и предложили интегрировать его с информационными системами КНИТУ-КАИ для реализации таких сервисов, как «Расписание» и «Оценки БРС». Позже программист ДИТ Арслан Касимов (кстати, он тогда тоже был студентом – совмещал работу в ДИТ с обучением в магистратуре ИКТЗИ) разработал специальный веб-сервис, с помощью которого мобильное приложение получает данные из информационных систем КНИТУ-КАИ.

- Вопрос к ребятам-студентам: как вы пришли в проект, что вас в нем заинтересовало?

Дмитрий Бардышев: В свое время у нас была пара по культурологии, Дмитрий Владимирович был нашим преподавателем. И как раз на паре он упомянул о том, что есть такая идея – создать мобильное приложение, спросил, есть ли у нас в группе программисты. Все посмотрели на меня, и я сказал: да, есть такие. Потом Дмитрий Владимирович рассказал подробнее о своей идее, мы собрались, и вот она – наша команда. Потом еще прибавилось несколько человек – редактор и так далее.

- С точки зрения студента почему вас заинтересовала эта идея?

Дмитрий Бардышев: Я понял, что сам хотел бы пользоваться таким приложением, потому что его действительно не хватало. Наш девиз – «От студентов и для студентов».

- Как вообще возникла идея мобильного приложения? Проводили ли вы анализ других приложений или же концепция родилась «с чистого листа»?

Дмитрий Бардышев: Анализ изначально не проводился. Мы просто взяли идею и начали ее реализовывать. В дальнейшем, когда была создана уже какая-то стабильная версия приложения, мы – и я в том числе – начали смотреть, есть ли такие же приложения у других вузов. Но в целом особо хороших примеров не было, и взять «со стороны» по большому счету было нечего.

- Какие вы увидели недостатки у существующих приложений других университетов?

Дмитрий Бардышев: В плане функционала было очень мало возможностей. У многих не было расписания, личного кабинета, балльного рейтинга… Были только новости и еще какие-то разрозненные функции. В общем, приложения были какими-то «недоделанными».

Дмитрий Седелков: Скорее всего, это были какие-то студенческие проекты. В Play Market можно увидеть число скачиваний. Так вот существует, приложение, допустим, год, а скачали его всего 100 человек. По статистике скачиваний видно, что это «умершее» приложение. То есть, такого рода приложения другие делали скорее для себя, чтобы «прокачать» свои навыки либо как какой-то учебный проект.

- Большое количество студентов КАИ уже пользуется вашим продуктом. Что представляет собой приложение на сегодняшний день и сколько активных пользователей на данный момент?

Дмитрий Седелков: Мы создали уже вторую версию приложения. У нас есть приложения на ОС Android и iOS. Версия на «Андроиде» немного новее – 2.3.7. Вообще в этой операционной системе приложение обновляется довольно часто, последнее обновление было 14 сентября 2018 года. На iOS версия 2.3.5. Здесь мы сталкиваемся с проблемой нехватки оборудования под операционную систему iOS – для этого нет «макбуков». Что касается статистики, на «Андроиде» у нас 3163 скачивания и 2025 активных пользователей. Прирост за год – 27%. Новых установок за сентябрь – 592. 185 оценок на PlayMarket, средняя оценка – 4,72. Второй год подряд достаточно высокая оценка.

Что касается iOS – мы пока не научились пользоваться личным кабинетом в той же степени, как на Android: у них достаточно сложная статистика, она выдается только на ежедневное пользование. То есть, за каждый день мы можем увидеть, сколько человек заходит в это приложение. Ежедневно мы это отслеживаем – сегодня, к примеру, 1351. Каждый день плюс минус 100-200 заходов – каждый раз это варьируется. Оценок здесь пока гораздо меньше, общий рейтинг 4,4. У нас есть еще и внутренняя статистика, которую мы ведем – статистика самых активных пользователей по курсам – это 1-й, 2-й и 3-й курсы соответственно.

- Как вы поддерживаете обратную связь с пользователями?

Павел Пангуров: Пользователи пишут свои отзывы и замечания по улучшению приложения, которые наша команда «берет на карандаш» и реализует в обновлениях.

Дмитрий Бардышев: Хочу добавить, что обновления выходят по мере необходимости. Как только поступает информация об ошибке, я сразу сажусь и буквально через полчаса исправляю ее, выпускаю обновление. Ни один комментарий не остается без внимания.

- В прошлом году ваша разработка уже удостоилась награды, став лауреатом медиа-конкурса Федерации профсоюзов РТ. Планируете ли вы подавать заявки на новые конкурсы?

Дмитрий Седелков: Конечно! В этом году мы будем подавать на конкурс «Студент года». В прошлом году мы не подавали заявку, поскольку там был критерий срока работы проекта – не меньше года. Нам же тогда было месяцев шесть-семь. Но в этом году мы будем подаваться на этот конкурс как студенческий проект.

- Как происходит общение между пользователями приложения?

Иван Бурков: В ближайшее время мы планируем запустить мессенджер, который будет интегрирован в приложение KAI Mobile. В свое время у меня был проект по шифрованию сообщений, и потом от Дмитрия я услышал, что нужен человек для разработки мессенджера. Я подумал, что было бы хорошей идеей внедрить эту систему в приложение.

- Когда будет запущен мессенджер?

Иван Бурков: Планируем запустить его в этом году. Пока у нас есть некоторые другие проблемы – мы параллельно исправляем что-то, доделываем.

- Давайте представим, что я студент. Я захожу в приложение. Как я буду общаться с одногруппниками: я буду искать их в мессенджере или же буду вступать в группу института?

Дмитрий Бардышев: Это будет внедрено в существующую систему, там будет список групп. Как я уже сказал, вы например, знаете, что человек учится в такой-то группе, но не можете его найти «ВКонтакте» или где-либо еще. Вы можете нажать на группу, далее найти там определенного человека и написать ему.

Дмитрий Седелков: Смотрите, у нас есть даже архитектурная схема – карта. Разрабатываемый нашей командой мессенджер распадается на диалоги и на контакты. Контакты это, соответственно, моя группа, сейчас этот функционал уже есть, список студентов, профили студентов и поиск – например, по контактам.

- Расскажите немного о дизайне приложения. Как родилась концепция?

Дмитрий Седелков: Мы уже говорили, что сначала сделали прототип и, увидев волну скачиваний, поняли, что делать надо уже по-серьезному, то есть, привлекать сюда дизайнеров, делать хорошую «красивую упаковку» и развивать функционал. Над приложением работали два дизайнера. Даниил Яшин, когда был студентом, написал концептуальный дизайн. А потом присоединился Рома.

Роман Макаров: Я попал в команду через Анну Константинову, нашего редактора. Я раньше занимался логотипами, и сам показывал ей свои работы. Она сказала, что у меня неплохо получается, и свела меня с Дмитрием. Ему нужен был логотип. Тогда я еще не знал, для чего. Я пришел, договорился, сделал. Логотип тогда был в виде простого самолетика, очень простого. И Дмитрий мне сказал что можно попытать себя в плане разработки дизайна приложения.

- Среди каистов приложение пользуется популярностью, но Вы как-то распространяете его за пределами института?

Дмитрий Седелков: Мы сделали презентацию нашего приложения, и я эту презентацию разослал в разные вузы. Нашим предложением заинтересовались в КГАСУ, в КГЭУ и в Казанской консерватории. Я назвал только те вузы, которые вышли на связь и пригласили на встречи.

- Если присоединятся другие вузы, каков будет дальнейший план? Будет отдельная ветка действующего приложения KAI Mobile или же будут отдельные приложения?

Дмитрий Седелков: Будут отдельные приложения. Наше приложение получилось настолько актуальным, красивым и функциональным, что сразу стало очень востребованным. Дело в том, что электронные сервисы для студентов, как у нас, есть, к примеру, в КГЭУ, но у них нет мобильного приложения, поэтому им это интересно.

- Ваши дальнейшие планы и пожелания?

Дмитрий Седелков: Мы нуждаемся в дизайнере и программисте, имеющим опыт в создании приложения под IOS. Кроме того, работаем над интеграцией новостного канала мобильного приложения и новостных лент университета. Также хотелось бы сказать слова благодарности руководству и сотрудникам Департамента информационных технологий – Бабину Евгению Николаевичу, Шершукову Кириллу Вячеславовичу, Пыстогову Сергею Васильевичу, Гребенкин Павлу Сергеевичу – за оказанную техническую помощь.

Над интервью работали Анна Константинова (редактор новостей и контент-менеджер «KAI Mobile»), сотрудники Управления по связям с общественностью КНИТУ-КАИ.

#профкомкаи